Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Регистрация субъектов хозяйствования

Государственная регистрация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения. Основным документом, регламентирующим процедуру регистрации является Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее по тексту – Положение о регистрации), утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 г. № 3).

Регистрация юридических лиц проводится по месту их нахождения, индивидуальных предпринимателей – по месту жительства.

До государственной регистрации коммерческой или некоммерческой организации собственник имущества (учредители, участники) должен:

– выбрать организационно-правовую форму будущего предприятия, его наименование, а также согласовать его. Предварительно проверить, имеется или нет желаемое наименование юридического лица в базе данных наименований ЕГР, можно на портале http://egr.gov.by («О Едином регистре» - «Перечень зарегистрированных и исключенных из ЕГР»). Согласование наименования будущего предприятия производится в отделе по ведению  Единого государственного регистра, вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования и общественных объединений главного управления юстиции Гродненского облисполкома. Предварительная запись по телефону 8-0152-77-01-66 (обязательна);
– провести необходимые организационные и юридические действия: определить место размещения организации с учетом требований п.5 Положения о регистрации, подготовить решение о создании предприятия, принять Устав, подготовить приказы о назначении должностных лиц предприятия. Эти действия проводятся учредителем самостоятельно.

Для регистрации коммерческих и некоммерческих организаций необходимо предоставление в регистрирующий орган документов, указанных в п.14 Положения о регистрации.

Процедура регистрации индивидуального предпринимателя не требует проведения действий, указанных выше и состоит только из регистрации, для проведения которой необходимо представить в регистрирующий орган  документов, указанных в п.15 Положения о регистрации.

Процедура регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц выполняется при предоставлении регистрирующему органу документов, указанных в п.16 Положения о регистрации.

Процедура регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей выполняется при предоставлении регистрирующему органу документов, указанных в п.17 Положения о регистрации.

Формы заявлений для проведения этих процедур и образцы их заполнения: http://www.just.grodno.by/gosudarstvennaja-registracija/272-obrazcy-zayavleniy.html

Согласование наименования юридического лица
в электронном виде

Согласование наименования в электронном виде осуществляется посредством веб-портала ЕГР (http://egr.gov.by) в отношении юридических лиц, регистрируемых в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования»: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы), потребительские кооперативы (ЖСПК, ГСПК, кооперативы по газификации и др.), садоводческие товарищества, учреждения, товарищества собственников; индивидуальные предприниматели.
Для заполнения электронного заявления о согласовании наименования юридического лица заявителю необходимо:
являться резидентом Республики Беларусь (это граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения на территории Республики Беларусь);
иметь доступ к сети Интернет.
Личный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП) для электронного согласования наименования юридического лица приобретать не нужно.
При этом до заполнения заявления выбранное наименование юридического лица можно проверить с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещенного на веб-портале ЕГР.
Заявитель может представить для согласования 3 варианта наименования. При этом согласование наименования будет производиться в той очередности, в которой наименования указаны в заявлении, до первого наименования, соответствующего требованиям, установленным законодательством. Таким образом, заявитель при указании нескольких вариантов наименования юридического лица должен расположить их в очередности согласно своему предпочтению.
Очередное заявление на согласование наименования юридического лица один и тот же заявитель может направить только после получения от регистрирующего органа ответа о результатах рассмотрения предыдущего заявления.
Заявление о согласовании наименования юридического лица направляется автоматически в регистрирующий орган в соответствии с его компетенцией согласно месту жительства заявителя-физического лица или месту нахождения заявителя-юридического лица.
В случаях, установленных законодательством, к заполненному заявлению должны быть прикреплены сканированные документы в формате .pdf (документ, подтверждающий полномочия заявителя; разрешение на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или наименований юридических лиц в случаях, установленных законодательством).
Срок действия справки о согласовании наименования - 1 месяц.
Процедура согласования наименования юридического лица осуществляется бесплатно.
Наименование юридического лица считается согласованным в электронном виде в случае получения справки о согласовании наименования и несогласованным – в случае получения справки об отказе в согласовании наименования, подписанные ЭЦП уполномоченного сотрудника регистрирующего органа.
Указанные справки направляются заявителю по его электронному адресу не позднее одного рабочего дня с даты направления заявления.

Порядок электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Электронная государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством веб-портала ЕГР (http://egr.gov.by) и действует на территории всей страны.
Для того чтобы электронно зарегистрировать юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, заявителю необходимо:
являться резидентом Республики Беларусь (это граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения на территории Республики Беларусь);
иметь доступ к сети Интернет;
иметь личный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Информация о приобретении ЭЦП и требования к программному обеспечению для прохождения авторизации на веб-портале размещены на самом веб-портале в разделе «Помощь в работе с порталом».
Таким образом, посредством веб-портала можно зарегистрировать:
хозяйственное товарищество и общество, унитарное предприятие, производственный кооператив, государственное объединение, крестьянское (фермерское) хозяйство, ассоциацию (союз), потребительский кооператив (ЖСПК, ГСПК, кооператив по газификации и др.), садоводческое товарищество, учреждение, товарищество собственников;
индивидуального предпринимателя;
изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы вышеназванных юридических лиц;
изменения, вносимые в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
К примеру, для государственной регистрации создаваемого хозяйственного общества достаточно наличия ЭЦП у одного из учредителей, которого остальные учредители могут уполномочить действовать от их имени путем выдачи доверенности. Если количество учредителей организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления в документе, подтверждающем намерение создать организацию (протокол общего собрания), и этот документ, соответственно, представляется в регистрирующий орган.
Кроме того, учредители могут доверить подготовку и направление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации организации иному лицу, обладающему ЭЦП.
Заявители, представляющие документы для регистрации субъектов хозяйствования электронно, освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п. 8.21 п. 8 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, аналогичен личному обращению в регистрирующий орган и установлен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1. При направлении документов посредством веб-портала последние должны быть отсканированы в формате .pdf и подписаны ЭЦП заявителя, который их направил.
Подтверждением осуществления государственной регистрации субъекта хозяйствования являются подписанные ЭЦП сотрудника регистрирующего органа уведомление о совершенной операции, а также электронные документы, свидетельствующие об осуществлении государственной регистрации (устав со штампом, свидетельствующим об осуществлении государственной регистрации, и свидетельство о государственной регистрации).
При этом устав (учредительный договор) юридического лица со штампом и свидетельство о государственной регистрации на бумажном носителе могут быть выданы в регистрирующем органе при личном обращении заявителя (представителя заявителя при наличии документов, подтверждающих его полномочия).

Порядок направления электронных уведомлений

В соответствии с п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1, юридические лица в случае изменения своего местонахождения либо назначения (замены) руководителя обязаны в течение десяти рабочих дней со дня наступления таких событий направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.
Имея личный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП), это также можно сделать посредством веб-портала.
При этом обращаем внимание, что указанные уведомления могут быть подписаны только ЭЦП, выданной руководителю юридического лица (не заместителю руководителя, бухгалтеру, экономисту и т.д.).

Онлайн заполнение заявлений и уведомлений по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования

На открытой части веб-портала ЕГР (туда можно заходить без ключа ЭЦП) реализован сервис, позволяющий с помощью так называемых «подсказок» заполнять онлайн формы различных заявлений (уведомлений) для последующего их личного представления в регистрирующий орган.
При заполнении заявлений (уведомлений) на веб-портале последним присваивается идентификационный код (номер документа, сформированный наegr.gov.by), который указывается в конце заявления (уведомления) под датой.
При обращении заявителя в регистрирующий орган с заполненным на веб-портале заявлением его номер позволяет сотруднику регистрирующего органа автоматически вносить информацию, содержащуюся в заявлении (уведомлении), в базу данных ЕГР.
Заполнение заявлений (уведомлений) посредством веб-портала дает возможность сэкономить время как заявителя, так и регистратора, избежать ошибок при заполнении заявлений и повышает качество представляемых в регистрирующий орган документов.
Для того чтобы воспользоваться данным сервисом, необходимо на портале зайти в раздел «Подготовка документов» и выбрать необходимое для заполнения заявление (уведомление).

© Свислочский районный исполнительный комитет, 2024.