Главная / Новости / Новости района
04.03.2021

Алексей Лукша: «Мечтаю сняться в фильме о войне»

Каждый из нас немножко актер в этой жизни. Вот таким «немножко актером» и пришел в народный театр «Памфлет» Алексей Лукша. Это было девять лет назад, в 2012-м. Понравилось, захватило… Более того – мальчишеское «можно попробовать», с которым он тогда сделал свой первый шаг на сцену, переросло в вдохновенное «хочу быть актером». И вот сейчас Леша – первокурсник Гродненского государственного колледжа искусств.

В своем приходе в театр Алексей видит некий перст судьбы. Ничего бы не было, если бы не стечение обстоятельств, которые и предопределили его дальнейшую жизнь.

 Я изначально ходил на танцы, – рассказывает молодой человек. – И как-то Тамара Ивановна в поисках юных актеров пришла к нам на занятия. Она хотела взять совсем другого мальчика, но его в этот день не оказалось. И моя преподавательница по танцам посоветовала меня. Меня прослушали, посмотрели, и я начал ходить в театр. 

– Стоит Лешка, – включается в разговор Тамара Саляхова, режиссер народного театра «Памфлет». – Я подхожу и спрашиваю: «Мальчик, тебя как зовут?» Говорит: «Леша». «Хочешь в театре участвовать?» «Ну, можно попробовать». И с этого дня стала меняться его жизнь. 2012-й был юбилейным для «Памфлета» – мы праздновали свое 20-летие. Большая программа готовилась. Леша сыграл тогда не одну эпизодическую роль…

Совмещать свое новое увлечение с учебой поначалу было нелегко. С одной стороны – уроки, с другой – сценарии. Над словами надо было посидеть! Правда, режиссер здорово помогала. Сразу во время репетиций реплики и учили. В процессе оно-то легче запоминается. Даже на вольную борьбу (несмотря на уговоры старшего брата, известного белорусского борца-вольника Александра Гуштына) перестал ходить – театр полностью перетянул. Да, может быть, в первое время чувствовал себя растерянным, человеком, который мало что понимает в происходящем, думал, глядя на старших актеров: «Как же здорово они играют эмоции! Вот бы и мне суметь так!» Но скоро и в нем самом раскрылось мастерство «перевоплощения». Просто делал так, как учила режиссер театра, и рос над собой.

 Надо, чтобы все на сцене было жизненно, чтобы зритель поверил актеру, – объясняет азы сценического мастерства Тамара Ивановна. – Чувствовать нужно своего персонажа. Если идет наигранность какая-то, фальшивый взгляд, излишняя жестикуляция руками, это говорит об отчуждении от играемого образа. И его надо переломить, а значит работать над собой, больше репетировать. Это касается каждого артиста. Чтобы сделать свою роль, надо войти в образ настолько, чтобы ты просто жил им. Не так – сказал свои слова и ждешь следующей реплики. Нужно играть постоянно, реагировать на сценическое действие все время, спектакль не должен отпускать актера, а актер – спектакль. – И добавляет: – Лешка в этом плане старательный и ответственный. Идет домой – взял и «переключился» на походку своего героя. Перед зеркалом не ленился репетировать. Сценарии учил добросовестно. Бывало, конечно, что слова забывал во время спектакля. Но тут же находился, импровизировал. Главное, делать это мастерски. Ведь зритель сценария не знает. Он верит лишь хорошей игре. Лешка умеет удачно импровизировать.

– Вжиться в чужой образ – непростая задачка? – спрашиваю.

– Я не сказал бы, что это легко, изначально – да, сложно, – соглашается Леша. – Но потом, после упорной работы, уже чувствуешь себя в роли как рыба в воде, уверен во всем, и игра идет как по маслу.

Судя по вердикту областного жюри, именно «как по маслу» Леша сыграл главную роль в спектакле «Как Василий себе невесту искал» (премьера 2019 года). За образ этакого памфлетовского Недоросля молодой актер был отмечен дипломом «За лучшую мужскую роль». И это в 17 лет! Наверняка парню запомнится победоносная роль… Но только ли эта? Ведь Алеша примерил на себя немало образов.

 Сразу вспомнилось, как играл Лису Алису, – улыбается Алексей. – Это была роль на сопротивление (в первую очередь потому, что женская). Поначалу тебе чужд твой герой. Но когда ты детально и долго работаешь над его характером, продумываешь, как он будет говорить, двигаться, то постепенно он становится тебе близок, понятен, и ты чувствуешь, что можешь сыграть его убедительно. И все первоначальные сложности позже кажутся незначительными, меняются на приятные ощущения от того, что роль получается сделать.

– Лешина Алиса – просто сногсшибательный образ, – подмечает Тамара Саляхова. – От этой его роли все были в восторге. «Где ты такого мальчика нашла?» – спрашивали меня коллеги. Хотя сразу и не поняли, что под гримом мальчик. Думали, девочка…

Практический опыт, который Леша наработал в «Памфлете», сегодня помогает ему в колледже. А учится он с наслаждением, хотя и пришлось из-за отсутствия актерского отделения идти на режиссуру. Все предметы любимые. Сценическая речь, мастерство актера, проведение обрядов и праздников, пластика, хореография, музыкальные инструменты, вокал – все это должен знать будущий режиссер. И все это пригодится в будущем, уверен Леша. Но режиссировать ему все же не нравится.

 Хочу быть профессиональным актером, – говорит. – Не снимать, а сниматься, жить не за кадром, а в кадре. Интересно развиваться в актерском направлении, выйти на серьезный уровень. Мечтаю сняться в фильме о Великой Отечественной войне. 

В мире кино у Алексея Лукши нет кумиров. Вопрос «На кого из известных актеров ты хотел бы быть похожим?» привел его в некоторое замешательство. Потому что и не задумывался об этом. Он ищет себя. И – кто знает – может, когда-то для кого-то сам станет кумиром.

Наталья ТУРКО
Фото автора